Джотто ди Бондоне Джотто

23 сцена: Оплакивание Святого Франциска Святой Кларой и монахинями-клариссами

Фрески Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1290-1300)

Сцены из жизни Святого Франциска (1297-1300)

«На следующее утро его понесли в город. Духовенство, власти, народ длинной вереницей потянулись к восточным воротам с песнопениями и молитвами, восклицая и приветственно помахивая зелеными ветками. У обители Св. Дамиана была сделана остановка. Клара и ее дочери имели слишком большое право повидать отца в последний раз. Поднявшийся плач тронул бы и камни. Плакали женщины, глубоко постигшие любовь, это был плач дев о человеке, за которым они пошли в совершенной преданности ему, привлеченные его примером и силой воздействия. Их печаль контрастировала с праздничным настроением толпы в то мягкое воскресное утро. После последнего прощального приветствия кларисс, процессия медленно двинулась дальше»

Бонавентура.

Оплакивание Франциска Святой Кларой и монахинями-клариссами. Цикл фресок житие Святого Франциска в Верхней церкви Сан-Франческо, Ассизи. Джотто / www.art-giotto.ru В сцене Оплакивания Святого Франциска Святой Кларой и монахинями-клариссами, лучше всего сохранившемся среди фресок второго простенка левой стены, впервые в живописи появляется изображение целиком фасада центрально-итальянской готической базилики, украшенной мрамором и декоративными мотивами, и скульптурной группой на фасаде храма.

Перед смертью Святой Франциск передал весточку своей ученице Святой Кларе и ее подопечным, монахиням-клариссам, что они встретятся на этой земле. И вот наступил день смерти наставника. Не желая выходить к огромной толпе, пришедшей попрощаться со святым, монахини ожидали процессию у маленького церковного кладбища, у потемневшей от времени церковушки, где Распятие, когда-то говорившее с Франциском, смотрит в полумраке черными глазами Христа.

Монахини без суеты попрощались с любимым учителем. Аббатиса установила очередь и, в то время как все плачут и с громкими причитаниями вспоминают незаменимого отца своего, приблизилась к этому лицу, улыбающемуся на царской подушке мадонны Джакомины, к телу, завитому в пелены из желтого восточного шелка, расшитые попугаями, цветами и фантастическими животными, прекраснейшие пелены. Предание говорит, что Святая Клара скорбела, но не плакала, не роптала на разлуку с дорогим человеком. Она ожидала, что в небесной обители они вскоре встретятся.