Джотто ди Бондоне Джотто

Художественный метод

Фрески Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1290-1300)

Вознесение Иисуса Христа. Фрагмент. Джотто / www.art-giotto.ru Несмотря на единое впечатление, какое производит декоративная система Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи, джоттовские части отчетливо выделяются в ее контексте не только характеристикой персонажей, но и абсолютно новым строем мысли.

Радикальным образом изменяется в них и сама техника, даже если судить только по степени сохранности. Бедственное состояние фресок Чимабуэ выдает неудачное применение красителей, отмеченное еще Вазари, и несовершенство способа работы с наложением штукатурки большими участками во всю ширину лесов. В то же время сплавленные, подобные эмали или глазури, живописные поверхности фресок Джотто сохранились достаточно хорошо.

Это связано с применением новой техники фресковой росписи методом «одного дня»: накладывая один возле другого небольшие участки штукатурки, мастер каждый раз определял их величину тем, сколько он полагал возможным расписать на протяжении одного светового дня. При этом способе штукатурка все время оставалась влажной и свежей, так что жидкая краска глубоко проникала в нее и поправки по сухому были совершенно незначительны, в то время как при старом методе, применявшемся Чимабуэ, они очень обширны. Но помимо новаций чисто технических, изменилась сама концепция фрески.

Вероятно, что Джотто приступил к работе большой группой помощников, хорошо сработавшейся живописной бригадой, поэтому фрески производят очень целостное впечатление.

Очевидно, Джотто одним из первых применил здесь метод, заимствованный из опыта художников-мозаичистов: на стене, покрытой толстым слоем грубой штукатурки, красной краской наносился рисунок для всех композиций (так называемые синопии), рисунки эти Джотто делал сам. Затем работу продолжали его помощники, при этом часть уже нарисованной композиции, из расчета дневной нормы, снова покрывалась тонким слоем штукатурки, тщательно выглаженной; легкими штрихами светлой охры прорисовывался, вернее, восстанавливался скрытый под ней рисунок, после чего живопись выполнялась техникой фрески, то есть по мокрому грунту; когда эта основная работа была выполнена, некоторые детали — главным образом орнаменты, архитектура и пейзаж — прописывались по сухому одним из мастеров. По сухому обычно накладывался и синий цвет. Этот метод широко распространился в XIV веке.