Джотто ди Бондоне Джотто

Бог посылает Архангела Гавриила к Марии, или Благовещение (1306)

Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-1306)

Бог посылает Архангела Гавриила к Марии, или Благовещение. Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи), Падуя. Джотто / www.art-giotto.ru В капелле дель Арена в Падуя на восточной стене пространство большого люнета над триумфальной аркой, ведущей в алтарь, Джотто отвел сюжету, которому посвящена сама капелла, то есть Благовещению, нарушив ради этого последовательность повествования. На противоположной стене у входа помещен Страшный суд. Эта сцена трактуется не просто как один из эпизодов в истории Марии, но как событие внеисторическое, постоянно повторяющееся, имеющее глубоко символический смысл. Благовещение признано лучшей фреской из цикла, посвященного Марии. В этой росписи, в передаче движений, выражения лиц и возвышенного настроения художнику удалось достичь выражения вершины красоты.

На фреске изображен Господь, посылающий архангела Гавриила к Деве Марии с сообщением о скором рождении Иисуса Христа. Центральная фигура - Бог-Отец на троне написан в необычном ракурсе на доске, служащей также дверью, очень сильно пострадавшей от времени. Ступени трона, выполненные в технике фрески, украшены ярким узором, напоминающим фрески Ассизи и прежде всего свод с Отцами Церкви. Бог-Отец, по обе стороны от него - Справедливость и Милосердие, борющиеся между собой. С Богом, однако, эти две противоположности находятся в совершенном единстве. Милосердие словно увещевает Бога быть человечным, а Справедливость требует искупления, крестной смерти. Через свою смерть на кресте Бог спасает человечество. Эти идеи отражены во фресках, посвященных жизни Марии и Иисуса (на боковых стенах капеллы Дель Арена), а также в картине «Страшный суд», где окончательно разрешается противоречие Милосердия и Справедливости.

Ряды ангелов расположены так, что сообщают иллюзию пространственной глубины также райским сферам. Они образуют как бы два двойных полухория, чинных и одновременно способных свободно двигаться, беседовать между собой, петь, играть на музыкальных инструментах и держаться за руки словно в танце. Маленькие ангелы играют на духовых инструментах у самого края.

Слева от арки изображен архангел Гавриил сообщающий новость Марии, а на правой стороне - Мария с благоговением внимает небесному посланнику. Замечательны необычайно плотные цельные блоки обеих фигур. Фигура Мадонны написанная свободной кистью, построена с поразительной точностью в передаче ракурса, образованного скрещенными на груди руками. Эти сцены сюжетно связаны с основной частью цикла жизни Девы Марии и Иисуса, но меньших размеров. Оба эти момента, как и верхняя сцена, выведены из временного ряда, и представляют собой первое предвестие грядущей смерти Христа и первое предвестие его рождения, а последовательность их — сначала весть о смерти, а затем весть о жизни — составляет аллегорию смерти и последующего воскресения.

Они заключены в две ниши, расположенные так, как если бы одна находилась перед другой. Это показано, хотя и приблизительно, тем, что боковые стороны архитектуры, изображенные художником, обращены вовне. Сложными консолями, которые поддерживают балкончики, наличием занавеса, эти ниши представляют собой фрагменты живописной архитектуры, которые из всей декорации падуанских фресок в наибольшей степени напоминают Ассизи. Архитектура в этой сцене сильно вынесена вперед, зрительно она прорывает плоскость стены, как бы вынося фигуры Марии и ангела в самое пространство храма. Джотто прибегает к эффекту так называемой обратной перспективы - традиционного средневекового приема построения пространства, выбор которого, вероятно, был навеян по-средневековому символическим толкованием сюжета фрески.

Трехмерное ощущение пространства усиливается и другим удивительным изобретением Джотто при изображении нимба, в связи с профильным изображением многих святых персонажей. Нимб изображался как твердый круг, прикрепленный к голове, то когда фигура повернута в профиль, Джотто изображает его в овал, как, например, у ангела Гавриила и у Марии в сцене Благовещения. В более позднее время художник не использовал этот прием, но этот момент показывает, насколько занимал его вопрос изображения трехмерной реальности на двухмерной поверхности.

По сторонам арки, под сценами Предательство Иуды и Встречи Марии с Елисаветой изображены два маленьких «хора», два глубоких архитектонических проема, внутри которых можно видеть изображение пространства, как если бы оно находилось по ту сторону стены, вроде маленькой сакристии или небольшого церковного хора, написанных с совершенным соблюдением перспективы, хотя и набросанных свободной кистью. Сквозь стрельчатую арку виден крестовый свод помещения с готическим окном на дальней стене. К своду подвешен светильник с веревкой на конце, которая свисает рядом, заканчиваясь колокольчиком, и служит для того, чтобы поднимать и опускать светильник. Небо, видимое через окно, не абстрактного синего цвета доминирующего в росписи капеллы, а светло-голубое, предвещающее реализм Ренессанса, как и симметричность и единство точки схода.

Многие годы исследователи пытаются найти ключ к объяснению этих двух загадочных изображений, помещенных в нижней части алтарной арки. Высказывается предположение, что при первоначальном проекте по обе стороны алтаря планировалось сделать две небольшие усыпальницы, соединенные дверью с главным алтарем. Затем, когда заказчик решил строить не просто домашнюю часовню, а городской храм, Джотто изобразил ниши, символизирующие две погребальные капеллы семейства Скровеньи. Он как бы открыл для присутствующих в церкви пространство этих усыпальниц и одновременно создал два живописных надгробья. Если это так, то Джотто предвосхитил тип фамильной капеллы, получивший широкое распространение в искусстве кватроченто.