Фрески капеллы Перуцци церкви Санта-Кроче во Флоренции (1320-1325)

Воскрешение Друзианы Иоанном Евангелистом. Фрагмент. Джотто / www.art-giotto.ru

Цикл фресок Джотто капеллы Перуцци флотентийской церкви Санта-Кроче посвящены истории жизни Иоанна Крестителя (левая стена) и Иоанна Богослова (правая стена):

Благовесть ангела Захарии

Рождение и наречение имени Иоанна Крестителя

Пир Ирода с эпизодом, где Саломея передает матери Иродиаде голову Крестителя

Иоанн Богослов на острове Патмос

Воскрешение Друзианы Иоанном Богословом

Вознесение Иоанна Богослова

Роспись капеллы Перуцци, представляющая сцены из жизни Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста, выполнена почти исключительно в технике альсекко, поэтому плохо сохранилась, но, несмотря на это, она и сегодня еще демонстрирует расцвет творческих сил художника. Скудные стилистические данные, какие позволяет извлечь современное состояние фресок, целиком относятся к компоновке эпизодов, необыкновенно монументальных по своему строю, как и росписи Джотто в Нижней церкви в Ассизи. Обширные поверхности стен позволили здесь использовать более сложные сочетания фигур, чем в падуанских фресках. Пространство этих картин глубже и просторнее, в них словно больше воздуха.

Сдержанность, экспрессивная драматическая выразительность образов знаменуют собой дальнейшее развитие художественных тенденций фресок капеллы Дель Арена. Цвета здесь более глубоких тонов и более мягкие, чем на падуанских фресках. Пропорции фигур и архитектуры более реалистичны. Изображенные с большим размахом, крупномасштабные фигуры движутся свободно, в более разнообразных соотношениях с архитектурой и пространством. Связь между фигурами и архитектурой проведена очень обдуманно.

Из изображений меньшего размера интересны некоторые головки в шестиугольных обрамлениях, возможно, члены семьи Перуцци, настолько они индивидуализированы по своему облику. В таком случае это были бы первые самостоятельные портреты в итальянской живописи.

Единственный во всей капелле хорошо сохранившийся фрагмент - изображение руки Иоанна Богослова, протянутой в жесте благословения, которым он воскрешает Друзиану. К сожалению, цикл Перуцци неоднократно переписывался вплоть до недавнего времени. После последней реставрации он представляет собой нечто до такой степени призрачное и не позволяющее извлечь что-либо, проясняющее его значение в художественной эволюции Джотто и в истории итальянской живописи треченто.