Джотто ди Бондоне Джотто

Альтикьеро

(ок. 1320-1385)

Ученики и последователи Джотто

Распятие. Альтикьеро / www.art-giotto.ru Крупнейшим представителем падуанской художественной культуры второй половины треченто является Альтикьеро да Дзевио (Altichiero da Zevio, ок. 1320-1385). Художник был родом из Вероны. Его ранние произведения нам неизвестны. Вероятно, он еще в Вероне познакомился с искусством Джотто, который около 1316 г. работал при дворе Кангранде.

В 1360-х гг. Альтикьеро мог участвовать в украшении знаменитого дворца Скалигеров, в большом зале которого стены расписаны сценами осады Иерусалима римлянами (по описанию Иосифа Флавия). Над сценами в медальонах расположены портреты «знаменитых мужей» - предположительно, копии с античных медалей. Возможно, увидев эти росписи, герцог падуанский Франческо I Каррара решил пригласить Альтикьеро расписывать свой дворец, где в 1350-1360-х гг. работал Гварьенто.

В 1367-1379 гг. Альтикьеро, вероятно, расписывал значительную часть зала «Великих людей» (Sala dei Giganti). Программа росписи была разработана на основе произведения Петрарки «De Viris Illustribus» («Знаменитые мужи»), которое было написано поэтом в 1367 г. и посвящено герцогу Франческо I. В этом произведении содержатся биографии 36 знаменитых римлян. Относящиеся к XVI в. росписи зала помогают реконструировать изображения периода треченто. Под полнофигурными изображениями героев написаны монохромные сцены из их жизни. Фрески в XV в. погибли во время пожара. Осталось только два портрета, Петрарки и его ученика, Ломбардо делла Сета. В XVI в. их сильно переписали, но такая же композиция украшает титульный лист изготовленного в Падуе около 1400 г. так называемого Дармштадского кодекса, итальянского перевода произведения Петрарки «Знаменитые мужи». Вполне вероятно, эта миниатюра является копией фрески, причем согласно последним исследованиям, миниатюра принадлежит кисти одного из учеников Альтикьеро. Картина, на которой художник помещает ученого поэта в глубину комнаты, является смелым шагом в развитии изображений отцов церкви и евангелистов, в развитии портретной живописи монаха-доминиканца Томмазо да Модена; она оказала влияние на творчество Антонелло да Мессина и Дюрера («Св. Иероним в келье»).

Во дворце Каррары Альтикьеро мог познакомиться с капитаном герцога, Бонифацио Лупи, который в 1372-1376 гг. построил фамильную усыпальницу - капеллу ди Сан Джакомо - в южном трансепте падуанской базилики Дель Санто (собора Св. Антония). Роспись этой капеллы, законченная в 1379 г., является первым известным произведением Альтикьеро. На боковой стене капеллы расположена грандиозная сцена «Распятие». В стрельчатых завершениях боковых стен капеллы Сан-Джакомо Альтикьеро изобразил житие апостола Иакова Компостельского. На западной стене можно видеть саркофаг донатора с вотивной фреской и восславляющей надписью, вдохновленной «Триумфами» Петрарки. Предполагают, что ок. 1376 г. Альтикьеро совместно с болонским живописцем Джакопо д’Аванцо (по прозвищу Веронезе, ум. в 1378 г.) в 1376 году создал цикл фресок, содержащий сцены из жизни Св. Иакова, капеллу Сен-Джеймс (сейчас капелла Сан-Феличе) в том же соборе.

Другим важным падуанским произведением Альтикьеро является живописное украшение одной из капелл, стоящих на площади рядом с базиликой Дель Санто, - так называемой Ораторио ди Сан Джорджо. В росписях большую роль играет пространственная конструкция фресок, реалистичная архитектура и пейзаж. В этом отношении картину «Святая Лючия на смертном одре» можно считать основным произведением Альтикьеро.

Следуя по стопам Томмазо да Модена, Альтикьеро развивает джоттовские традиции в двух направлениях: придает линейной структуре большую характерность и выразительность, акцентирует широту звучания колористических тональностей за счет сочетания отчасти близких по тону цветовых пятен и расширения их границ. Его живописное пространство — это поле, включающее в себя максимальные и минимальные величины, близко расположенные детали и далекий горизонт. Поле это обладает собственной внутренней, весьма гибкой структурой, отличающейся многоплановостью и разнонаправленностью линейного ритма. Религиозный сюжет, помещаемый Альтикьеро в живописное пространство,— это сложное событие со множеством эпизодов и фигур. Его границами служат бесконечная «даль» и явственно ощутимая «близость», широта глобального замысла и ограниченность непосредственной, чуть ли не хроникерской передачи события. Изображение пространства у Альтикьеро, особенно изображение строений, изобилующее правдоподобными реалистическими деталями, характеризуется математической точностью и последовательностью. Вероятно, на Альтикьеро значительное влияние оказал как раз в эти годы преподававший в падуанском университете математику и перспективу Биаджол Пелачини да Парма, автор труда «Вопросы перспективы».

Новым в творчестве Альтикьеро является и изображение пейзажа. Скалистые пейзажи Джотто, даже Таддео и Аньоло Гадди больше похожи на кулисы, а у Альтикьеро пейзаж более живой, правдоподобный. В этом он продолжает традиции Амброджо Лоренцетти. Большую роль в композиции играет колорит, разнообразные оттенки отдельных цветов, которые обладают перспективным, создающим пространственное впечатление эффектом и усиливают пластичность фигур. Он строит свои картины на гармонии оттенков светлых, прозрачных, теплых цветов. Благодаря своим новаторским идеям Альтикьеро по праву считается одним из предтеч венецианской живописи XVI в.

Творчество Альтикьеро оказало влияние на живопись рубежа XIV и XV в. прежде всего в Вероне и в Северной Италии. Проникло оно, однако, и по ту сторону Альп. Прекрасный пример тому - фреска венской Штефанскирхе (церкви Св. Стефана), ныне хранящаяся в Музее города Вены.