Джотто ди Бондоне Джотто

Чудо с драконом папы Сильвестра Святого (ок. 1340)

Мазо ди Банко

Ученики и последователи Джотто

Чудо с драконом папы Сильвестра Святого. Мазо ди Банко / www.art-giotto.ru

Сцена Чудо с драконом папы Сильвестра Святого входит в цикл фресок, посвященных чудесам Cв. Сильвестра, написанного Мазо ди Банко (упомин. в 1341—1350), учеником Джотто, в капелле ди Барди ди Вернио флорентийской церкви Санта Кроче (конец 30-х гг. XIV в.).

Слева на картине изображено чудо с драконом, а справа - воскрешение двух мужчин, убитых ядовитым драконьим дыханием.

Сцена происходит в Риме среди живописных развалин римского Форума. О былом величии Рима напоминают высящиеся на заднем плане огромные голые стены с пустыми проемами окон. Перед зрителем проступают ясные очертания сероватых и розовых стен на темно-синем фоне.

Глубокое пространство картины разделено на три части, фигуры собраны в группы и разграничены интервалами. Слева обвалившаяся арка и одиноко стоящая античная колонна переднего плана создают отдельное обрамление места действия. Здесь папа сковывает прятавшегося среди развалин Капитолия дракона, а чуть правее мы видим следующее событие: папа торжественно благословляет мертвых магов и воскрешает их. Мазо не мастер драмы, он просто излагает события. В центре картины величественная фигура папы, воскрешающего двух мертвых магов, убитых драконом, подчеркнута и аркой ворот на заднем плане. Его образ сдержан, но это не джоттовские монументальность и мощь. Мазо интересует скорее изображение внутреннего мира. В правой части картины изображена группа потрясенных свидетелей чуда - император Константин и его свита. Цвета здесь бледнее, чем у Джотто. Картину слева освещает сильный свет. Красный тон папского плаща усилен ослепительно белым цветом, окружающим его. Две сцены, следующие во времени одна за другой, разделены не только белой колонной, но и тем, что участники двух сцен стоят друг к другу спиной. В то же время архитектура заднего плана как бы связывает эти два события. Картина построена на скомпонованной вокруг центральной оси композиции и на едином ракурсе. Эту ось подчеркивает и фигура благословляющего папы. Размещение группы справа усиливает иллюзию глубины пространства.

Зеленые растения, вырастающие из трещин в стенах, не только создают лирическое настроение, но и указывают на давнее прошлое. Здесь впервые в средневековой итальянской живописи наблюдается попытка сознательного воссоздания исторической среды.

В отличие от более детализированной архитектуры Таддео Гадди и Бернардо Дадди строения Мазо представляют собой лишенные всяких украшений, строго скомпонованные формы. Композиция построена на равновесии вертикальных и горизонтальных линий. Пространство организовано спокойным чередованием цветовых плоскостей и ровно положенных красочных слоев. Здесь сказалось влияние Амброджо, которое чувствуется также в обращении автора к античности.