Джотто ди Бондоне Джотто

Трипих (1335 - ок. 1340)

Бернардо Дадди

Ученики и последователи Джотто

Триптих из Бигалло. Бернардо Дадди / www.art-giotto.ru В религиозной жизни XIV в. большую, чем ранее, роль стали играть маленькие алтари, служившие для домашних молений. Их иконографическая программа сжато включала в себя христианское учение. В небольшом триптихе Дадди (работал в 1312-1348 гг.), хранящемся в Альтенбурге, также ощущается влияние Джотто.

На центральной доске триптиха изображена Мадонна с Младенцем Христом во славе, окруженная ангелами и святыми. Сидящий у нее на коленях Младенец счастливо тянется за красным крестом и цветком, которые протягивают ему девы-мученицы. Птичка в его левой руке - символ страдания. На левой створке алтаря изображено Рождение Иисуса, а на правой - Распятие Христа. Над этими сценами, на двух крайних фронтонных картинах изображена сцена Благовещение.

Популярные в XIV в. францисканские размышления о жизни Иисуса начинались с этой сцены, чтобы пробудить в людях благоговение, подобное тому, каким была охвачена Мария. Полагалось, что после радостей и горестей земной жизни, представленных рождением и смертью Христа, человека ожидает блаженство вечной жизни. Эта мысль получила отражение в центральной картине триптиха, где в обществе Мадонны с младенцем и ангелов изображены и святые: слева - святой епископ, предположительно Св. Николай, рядом с ним диакон в красной одежде - вероятно Св. Стефан, первый христианский мученик; справа - две святые королевны, представляющие дев-мучениц, одна из них, в красном платье и с книгой в руке, - Св. Екатерина Александрийская. Зеленая полоса перед троном Мадонны обозначает земную зону, где стоят Св. Иоанн Креститель и апостол Св. Иаков.

Тяжелые массивные формы сцены Рождества Христова явно написаны под влиянием стиля Джотто, у которго учился Дадди. Прослеживается и стремление художника передать глубину пространства с помощью темных и светлых цветовых пятен. Для этой картины характерен монументальный, фресковый способ изображения. В противовес этому живой динамизм центральной картины, богатство ее декоративных форм и замечательная палитра свидетельствуют о влиянии современной художнику сиенской живописи, в частности творчества Амброджо и Пьетро Лоренцетти. Иконографическая программа этого маленького домашнего алтаря и художественная манера исполнения повторяют триптих Бернардо Дадди 1333 года, хранящийся во флорентийском Музее Бигалло.

Это произведение - жемчужина коллекции знаменитого альтенбургского музея Бернарда Августа фон Линденау (1779-1854). Этот видный ученый, выдающийся государственный деятель саксонского княжества купил ее, вероятно, в Италии в 1843-1844 гг.