Сцены из жизни Святого Франциска
Фрески Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1290-1300)
«Житие» Франциска, официально было признано только в 1263 году, но и после этого продолжались споры относительно различных его редакций. Иконография его еще не сложилась окончательно, так что в этих росписях художники, и в первую очередь Джотто, были относительно свободны в выборе сцен, могли придавать изображениям ту или иную сюжетно-композиционную форму.
Интерпретация знаменитого Святого, предложенная Джотто, отнюдь не имеет мистического характера: тот предстает как фигура благочестивая и набожная, но основательная и земная, в нем нет ничего, что побуждало бы к священным порывам или взрывам бурного энтузиазма; нет в нем также ничего общего с образцами аскетизма, которые предлагала в изображении Святого живопись дученто. Эти фрески надолго составили изобразительный «текст» биографии Святого Франциска и образцом для следующих поколений мастеров.
Большинство сцен покоряет своей наглядностью, незамысловатой повествовательностью, свежестью выдумки, хотя порой они неуклюжи, почти грубы в своей наивности.
Сложное и яркое искусственное архитектоническое обрамление сцен из жизни Святого Франциска поразительно осуществлено во всех своих деталях. Каждый простенок разделен на три почти квадратных поля, исключение составляет более широкие первые проемы возле входа, в котором четыре поля, и проем входной стены, на которой их два и они вытянуты более в высоту, нежели в ширину). Центр каждого простенка является и точкой лучшего зрительного восприятия, что подтверждается расположением искусственных консолей.
Система росписей Верхней церкви в Ассизи, связная и органичная в своем целостном комплексе, с самого начала должна была завершаться фресками на темы жизни Святого Франциска, написанными на низкой стене, выступающей вперед по отношению к уровню, на котором располагаются фрески, которые мы рассматривали до сих пор. Все вместе отвечает плану, естественному и последовательному с точки зрения не только иконографической, но и декоративной. Во всей Верхней церкви ни одно изображение не повторяется, за исключением Распятия, которое уже будучи включено в сцены, помещенные в нефе, представлено затем еще два раза, симметрично, на восточных стенах трансепта; но в этом случае повторение сделано намеренно и предусматривалось изначально. Об этом свидетельствует тот факт, что два изображения повторяются в том же положении и в Нижней церкви. Там, внизу, старая декорация эпохи дученто, позднее уничтоженная с открытием боковых капелл, располагала сцены из жизни Святого Франциска параллельно сценам истории Христа. Эта идея повторена в Верхней церкви с большим размахом и с включением также сцен Ветхого Завета.
Это был первый и самый обширный цикл, изображающий события из жизни Святого Франциска составлен из двадцати восьми эпизодов. Они следуют официальной биографии святого, так называемой «Большой легенды» Святого Бонавентуры, названия глав которой были подписаны под соответствующими фресками латинской фразой.
Оказавшись перед необходимостью изобразить почти современные события, для которых было бы неправдоподобно прибегать к обобщенным антикизированным одеждам библейских историй, Джотто последовательно руководствовался своим собственным видением. Как для воссоздания построек, фигурирующих в сценах из жизни Франциска, он использовал элементы современных домов и сооружений, так, равным образом, он облачил своих светских персонажей в современные ему одежды.
Это решение будет иметь такой успех, что искусство двух последующих столетий окажется вовлеченным в ситуацию решительного вторжения персонажей в современных одеждах в изображения событий, отнюдь не современных.
По сравнению с насыщенной и богатой по своей структуре живописной тканью Чимабуэ и молодого Дуччо, которые в холодной прозрачности цвета достигали подчас поразительных эффектов мягкости и воздушности, неосязаемой легкости, живописная «речь» Джотто чрезвычайно проста, бедна и скованна. Несмотря на густые скопления изрезанных острыми углублениями складок, столь характерные для его ассизских фресок, унаследованный изображения драпировок римских тогатусов - скульптурных изображений мужских фигур, облаченных в многоскладчатую тогу, одежду древних. Более поздние падуанские фрески Джотто характерна мягкая насыщенность письма, но росписи в Ассизи еще исполнены более жестко и остро, с характерными «металлическими» отблесками, такая пронизанная отсветами живопись отличала манеру Чимабуэ.
- Юродивый предсказывает грядущую славу молодому Св. Франциску
- Дарение плаща бедному дворянину
- Сон о дворце
- Распятие из Сан Дамиано
- Святой Франциск отказывается от имущества
- Явление во сне Иннокентию III Святого Франциска, поддерживающего церковь
- Утверждение устава францисканского ордена
- Чудесне явление Святого Франциска братии
- Видении небесных престолов
- Изгнание демонов из Ареццо
- Испытание Святого Франциска огнем перед султаном
- Экстаз Святого Франциска
- Торжественное празднование Рождества в Греччо
- Чудесное открытие источника
- Проповедь птицам
- Смерть дворянина из Челано
- Проповедь перед папой Гонорием III
- Явление Святого Франциска во время проповеди Антония Падуанского в Арле
- Стигматизация Святого Франциска
- Смерть и вознесение Святого Франциска
- Явление Святого Франциска брату Августину и епискому Ассизскому
- Подтверджение стигматов Святого Франциска
- Оплакивание Святого Франциска Саятой Кларой
- Каннонизация Святого Франциска
- Явление Святого Франциска во сне Григорию IX