Мазо ди Банко
(упомин. в 1341—1350)
Ученики и последователи Джотто
Среди учеников Джотто художником, наделенным наиболее яркой индивидуальностью, был Мазо ди Банко (Maso di Banco, упомин. в 1341—1350). К сожалению, Вазари, написавший биографии многих художников Средневековья и эпохи Возрождения, не упоминает о нем. Имя Мазо ди Банко упоминается в документах, связанных с семейством Барди от 1341 г.
Сцены, посвященные чудесам Cв. Сильвестра, написанные Мазо в капелле ди Барди ди Вернио стали одним из самых значительных памятников монументальной живописи треченто (конец 30-х гг. XIV в.).
Эти фронтально развернутые композиции отличает такое эпическое величие, такое совершенство архитектоники, что Мазо не имеет в этом плане соперников среди художников треченто. Замечательно и его дарование колориста, необыкновенная свежесть ослепительно-белых, золотистых, розовых, вишнево-красных тонов, Мазо называют «Пьеро делла Франческа XIV века».
Поскольку, как и в эпоху Джотто, трактовка форм и пространства еще остается суммарной, ощущение физической реальности изображенного достигается прежде всего за счет таких основных формообразующих элементов, как светотень и перспектива. Мазо достиг удивительного для XIV века эффекта стереоскопичности в «Видении Страшного суда донатору» (Флоренция, Санта Кроче, капелла Барди-Вернио).
Свет в его произведениях играет важную роль, но в противовес ночному свету Благовестия пастухам Таддео Гадди, его картины утопают в сиянии дня. Это делает ярче его палитру, формирует колорит. С помощью цвета он усиливает и глубину пространства.
На северной стене капеллы отдельно изображена сцена суда над одним из членов семьи Барди. Это новая тема в XIV в. и свидетельство того, что личность человека все более выдвигается в живописи на первый план. На южной стене написаны сцены из жития святителя, папы Сильвестра.
Однако круг влияния этого художника был сравнительно узок. Известную близость к нему можно обнаружить в росписях Мастера детства Христа (20-е гг. XIV в., Ассизи, нижняя церковь базилики Сан Франческо). Воздействие Мазо очевидно также в одной из самых прекрасных флорентийских алтарных картин первой половины века — «Оплакивании Христа» (Флоренция, Уффици), приписываемом Джоттино.